Различие моделей ИЖ. Часть 1. Писать красиво не умею (торопился, т.к боялся не успею, идти в армию скоро), но всё же решил написать свою первую статью. Множество людей просило меня написать эту статью. Я раньше сам был таким же простым не разбирающимся в моделях человеком. По этой статье вы поймете. Что нету ю 6, про то что есть серия 3-01 (мой ю 3-01 и показал мне, что есть огромная разница в моделях Иж) и 3-02. Всё в одной статье не успею рассказать, и решил разделить на 3 части их. В общем смотрим, что у меня получилось (искал я очень долго. И не все могут заметить такие различия, которые могут помочь тем, кто восстанавливают свою технику в оригинале). Иж-350 — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1946 по 1951 год.
Мотоцикл был скопирован с ДВК НЦ 350 01. И собирался на вывезенном из Германии оборудовании, первые серии. Даже были с чугунным картером (даже была эмблема ДКВ, позже стали уже делать из алюминиевого сплава). Для Ижевчан это был огромный шаг вперёд по сравнению с прежними моделями. В отличие от ДКВ Иж 350 имел другую крышку левую (её крепили 5, а не 6 болтами). Крылья же тоже изменили, для лучшей проходимости (увеличили расстояние между крылом и колесом), и упразднили крепление номерного знака на переднем крыле. Завод ДКВ монтировал спидометр на отдельном креплении, но в СССР отказались от этого, и заменили от М72(Сп 8), от хромированных частей, отказались из за технологических трудностей (Хромированные части это боковины бензобака. Из за них бак ржавел очень быстро по этому отказались).
Переключение передач ручное (на баке) и Ножное Мощность двигателя (11,5) при 4000 об/мин Карбюратор К-40 на более поздних К-28 Фильтр воздушный сетчатый
Руль мотоцикла закреплен в кронштейнах верхнего мостика телескопической вилки, поворачивающейся на 35° в обе стороны. При этом руль может быть закреплен в удобном для водителя положении. На некоторых мотоциклах поначалу эмблема была на нигрипсах. В изготовлении это было проще выштамповки на баке. Ну а со временем эмблема перекочевала непосредственно на бак.
Первые партии для защиты от коррозии картера, красились серебрянкой (сам картер), щитки грязевые (крылья), спидометр были как у ДКВ. Первые образцы очень редки.
Иж-49 — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1951 по 1957 год.
Кроме мотоциклов одиночек, выпускались машины с боковыми колясками Бп 58 (Колясочники назовём их дальше)
и бп 56.
Мотоцикл схож с Иж 350, но отличался вилкой телескопического типа, Задней подвески с гидравлическими амортизаторами (свечная). На ранних (пока небыло выштамповки на самом баке), ставили нигрипсы с сатурном. Позже, наоборот, на баке да, на нигрипсах нет. Из за изменённый маятниковой вилки, пришлось переместить инструментальный ящик, на бак (а точнее в середину его). Отчего его объем сократился на 1 литр, возрос просвет, появилось заднее сидение на багажнике, из этого Иж 49 потяжелел на 6 кг.
Воздушный фильтр другой конструкции
Карбюратор к 28 Б Мощность двигателя такая же как на 350 Иже Моторная цепь втулочная 1-рядная (на колясочных версиях 2 рядная) Переключение передач ручное (на баке) и ножное так же был модернизированный Иж 49 м, который отличался креплением карбюратора (через переходник, а не прямиком на цилиндр, как на 350 и 49 иже) Иж 56 Отличался от 49 сильно (хотя были некоторые образцы с 2 сидениями лягушками как на Иж 49), было 2 варианта сидения цельное
и передняя лягушка с простой подушкой для пассажира
, была другая лапка кикстартера, сидение было несъемным (как на ю, п), переключение передач ножное, и ручное. Появились защитные кожухи карбюратора (которые дополнительно благодаря распорному болту, не только защищали от холодов и грязи, но и увеличивали жёсткость рамы на кручение). Были версии и с боковым прицепом бп 56
Мощность мотора возросла до 13 л.с. Моторная цепь втулочная 2-рядная (вместо 1 рядной) Карбюратор к 28 Б, и к 28 И (на последних выпусках) привод задних-тормозов тяга (до этого был трос), Крышка бака хром, со стаканом мерным на 100 г (Как и на 49, 350 ижах, юпитерах и планетах до 64 года) Рама была на 56 другая
В 1961-62 годах шли с маленькой фарой, другой, нежели на иж-56 замок зажигания (но из за остатков запчастей были и старые фары, большего диаметра). Иж 58
Этот мотоцикл был прообразом юпитера 1, после небольшой модернизации его пустили в серию (модернизировали левую крышку двигателя, разделив целую крышку на крышку генератора, и общую крышку основания, другие глушители) На ходовую часть от 56 установили мотор 2 цилиндровый изменили тормоза (привод задних тормозов - тяга (до этого был трос), А теперь про сам юпитер (1960-1966)
Боковой прицеп Бп 62
Первые выпуски были точностью 56 Ижа. Привод задних тормозов-тяга (до этого был трос). По облицовке: Крылья, бак (в 62 появился как ставили на ю2, с горловиной посередине, но могли из за остатка запчастей ставить и с горловиной сбоку. Он стал 18 литров, у бака с ИЖ-56, горловина не по центру обьем-15 литров) фара (с 1961-62 стали ставить как на 2 сериях ФГ-38Г) бардачки (с 3 полосками (7 полосок на бардачках появились в 62 году)), так же сама рама (было 2 варианта как у 56, с раздельными сёдлами
, и с цельным). С 1962 годе нет раздельных сидений они спарены и снимаются вместе с задним крылом.) Позже сменилось крыло на то, что крепилось на нижнею траверсу, в 1961 году.
Весь картер двигателя юпитера выпуска до 1966 года сильно отличается литьем, особенно под карбюратором. Крышка правая до 1963 года трос сцепления подходил снизу, с 1963-классически сверху. Хромированный лючок юпитера на 15 мм меньше, чем на юпитере. Выштамповки под стоп-сигнал на заднем крыле с 1962 по 1978 не менялись. Вы можете поставить ФП-220, а можно поставить ФП-230, через спец. проставку, резинку, которая шла с ФП-230. На переднем крыле до 1966 года 4 поперечных выштамповки, а с 1966-пять
Карбюратор К28Ж воздушный фильтр Контактно масленый На 1 сериях Планет и Юпитеров Были генератор (Г36М1-для юпитера, и Г36М2) и рр СБ32 -от 56-ого Планета 1 (1962-1966)
Правая крышка отличаются наличием хромированного лючка для доступа к генератору, переключаются передачи ногой и рукой. Шли головки по виду оребрение как на иж-49, но крепились они 6-ю шпильками, а не 4-мя как на иж-49, Задний фонарь ФП-220 (ставили до 65 года). планеты/юпитеры до 1962 по 1965 года красились в один цвет, включая выхлопные, с цировками и только фара и стоп-сигнал были черными на всех цветах мотоциклов. мерные стаканчики тоже были до 1966 года 2 серия отличалась от 1 не сильно, так что многие путают п1 с п2 и т.д. Существенное различие: хромированные глушители вместо крашеных, штампованные ступицы колёс вместо литых, модернизированный генератор и реле регулятор, карбюратор серии 36 отличался от 28 тем, что вместо перекрытия воздуха на рычаге рулевом, появилось, подача дополнительно топлива (т.е сменился ход рычага в другую сторону), другие ручки руля (хромированные болты крепления), крышка бака была такая же хромированная, но уже без мерного стакана на 100 грамм. На второй серии изначально ставились штампованные ступицы и 19" обод. Колеса на 18"с резиной К-74 размер 3,5-18"пошли с ю-3. (На последних Ю-2 можно встретить литую ступицу с 19"ободом, штампованную с 18 ободом) Правильный Ю-2-штампованная ступица и 19"обод, правильный Ю-3 -литая ступица и 18" обод. С 1969 года - литые ступицы, с 1970 года - литые ступицы и 18" обод, но 1970 год, переход с одной модели на другую. Неоднократно говорилось, что было на складе, то и вырабатывалось. Колеса как с штампованными, так и с литыми ступицами 18" и 19" ободьями крашенными и хромированными). Переход с штампованные ступицы на литые не так прост, как может показаться. На 1-ый взгляд, менялись тормозной щит с колодками и ось впереди и кожух цепи, тормозные колодки, распорная втулка, ось сзади. Юпитер 2
стал выпускаться с 65 года, и по 70, но были и 71 (Отличались рулём как у 3, бардачками как у 3, колёсные обода на 18 (с 71 года их и стали делать на 18, вместо 19)
Мощность двигателя, л.с. 19 Карбюратор К-36-Ж Боковой прицеп БП-62
или БП-65
Генератор Г36-М8 Реле регулятор РР-1 Переключатель света П-25А Звуковой сигнал С-37 (помещён под бак) Фара ФГ-38-Г (6в, 45ватт) Задний фонарь ФП-230 Выключатель стоп-сигнала Иж сб.38-0 Свечи зажигания А-11У Планета 2 (1966-1971) Мощность мотора возросла до 15,5 л.с
С 70 года стали ставить цилиндры от 3 серии
, так же колёса как на ю 3, и бардачки. Перестали ставить рычаг переключения передач ручной. Соответственно сменилась правая крышка. Максимальная мощность, л.с 15,5 частота вращения коленчатого вала при максимально мощности, об/мин 4200 Карбюратор К36И Воздухоочиститель контактно-масляный Аккумуляторная батарея 3МТ6 Генератор Г-36-М7 Реле-регулятор Р-1 задний фонарь ФП-230. Ну про 3 расскажу. Модель появилась в 1970 году с боковым прицепом Бп 65 (боковой прицеп БП-65-отдельная история. Ибо понять до какого времени он выпускался не возможно!!! Торсион был заменен на амортизатор.)
1) От предшественника отличалась, иными формами бензобака, бардачков инструментальных, рулём, который был направлен ближе к водителю (и выше), перенесли боковую подставку дальше к заднему колесу, появились поворотники (соответственно, и появились дырочки крепления в передних ушках вилки), другая форма воздушного фильтра, боковая подножка креплением под левым бардачком пошла с 3 модели иж это 1971 год, до 1975 года ставились спидометры с белым циферблатом и разметкой до 120-ти, после черный циферблат и разметка до 140 км/ч. Гайка крепления патрубков на юпитере стала другой, ручки пошли небольшие утолщения на концах, так же как и на 2 серии литые ступицы, но обод на 18.
Другой двигатель с 2 канальной продувкой, который поднял мощность мотоцикла на 25% (Это на счёт ю 3). Появились багажники на мотоциклах. На сидении были крепления для задних указателей поворота. Первые же модели отличались от привычных 3-01, 3-02, и просто 3 бензобаком . Другая крышка бензобака
. Были комплектации и с боковым прицепом. Из боковых прицепов были Бп 65, и новый БП 1
, со сдвижным верхом. Позже эту модель сменила серия 3-01
Сидение и резинки на бак, Были двух цветов. Черными и серыми. Серии 3-01 и 3-02.
3-01 серия вышла в 78 году и выпускалась по 80, а 3-02 в 80 и выпускалась по 81 (юпитер) и по 83 (Планета). Отличались они от простых 3 немногим: 1. Боковой прицеп БП 2 (как на 4 ижах), но вроде ставили и бп 1. 2. Появился противоугонный замок 3. Появилось другое переднее крыло 4. Блокировка заднего тормоза (так называемый ручник) 5. Сам двигатель был неким подобием 6 вольтовой 4 серии (те самые 4 планеты и юпитеры с 6 вольтовым генератором) 6. Глушители другой формы, разборные с 2 точками крепления 7. Амортизаторы с открытой пружиной (как на 4), имеющие регулировку на 3 положения по жёсткости 8. Появилась лягушка переднего стоп сигнала 9. Появилось зеркало заднего вида 10. Введены дуги
11 ЦПГ Нового образца 12. Карбюраторы к 62 (но были Юпитеры и с К28Ж 78 год) 13. Изменились рычаги сцепления и тормоза (пластмассовый кружок) 14. Изменилась ручка газа 15. На вилки появились крепления для крыла 16. Введены складывающие подножки пассажира 17. Руль повыше 18. Ручка для ухвата пассажира, сменена на ремень 19. Немного изменились повторители поворотов (на длинных ножках) 20. Изменилась форма седла, ее мягкая часть. 21. Изменились щитки карбюратора. 22. С завода комплектация другими шинами. 23. В ребрах цилиндров появились резинки. 24. В 79 году изменилось зеркало заднего вида. Стало круглым как на ю 4 25. Фара покрашена в черный цвет независимо от цвета мото. Вот несколько фото Серии 3-01
А вот и серия 3-02 Отличие серии 3-02 от 3-01. Собственно, та же 6 вольтовая 4 серия, но уже, обновились: 1. Бак (как на 4). Крепления стало на резинках. 2. Крыло заднее на некоторых версиях было как у 4 ижей 3. Изменилось крепление звукового сигнала и его место. 4. Стоп сигнал такой же как на ю-3-01, но другое крепление по выше (в 82 году сменили) 5. С 82 года изменилось крепление крыла на вилке 6. На Ю 3-02 мощность была на 1 л.с выше, за счёт другого жиклера в карбюраторе. А так же другая крышка двигателя, с лючком, для доступа регулировки сцепления
7. С 82 года стали ставить переключатели рулевые как на 4 сериях 9. Появилась комплектация с хромированными крыльями
БП-2 от БП-1-отличаются: 1)крыло (грязевой щиток) 2)повторители повротов (на крыле)-более широкая металлическая. 4 Серия Ижей пошла с 82 года (п4 с 83 года). Юпитер 4 выпускался до 85 года, а п 4 по 87.
в отличие от 3-02: 1. Появилось 12 вольтовое электрооборудование (100 ваттный генератор), так же реле стало крепиться не на раме, а на рамном грязевом щитке (крыле). 2. Новая приборная панель, и головная фара, а так же новый образец багажника
, и появление грязевых щитков (но на 3 серии простой тоже они могли быть) 3. Крепления указателей поворота перенесены с ушек фары, на нижние крепления к траверсе (до 84 года выпускались с креплением на ушках фары), 4. Появились новые пульты переключатели на руле (нами привычные. Только ещё была кнопка аварийного выключения, и было на правом переключателе на световом 2 положения, а не 3). Так же после 82 года сменилась крышка двигателя левая (стала без специальной крышки.
Которая позволяла добраться до барабана сцепления, не снимая полностью крышку), на юпитере 4, и в этом же году увеличили ход вилки, а так же сами трубы стали ровные цилиндрические, а не как раньше верх сточенный на конус, так же сменилась верхняя траверса. 5. С 84 года на ходовую экипажную часть юпитера 4 устанавливали двигатель производства Малышевского завода Серп и Молот (Дергачёв). Отличие этого двигателя от менее удачного ю 4, это 4 канальная продувка. Другие головки и оребрение цилиндров (с виду от 5, но по шпилькам крепления к картеру, и креплениями патрубков как у 4). Карбюратор ставится к 62 д с диффузором 28 мм, мощность этого двигателя снижена на 4 лошадиные силы почти. Вплоть до 85 года этот двигатель ставили и на первые ю 5. Но также были и ю 4 85 года
Планета 4, отличалась тем же что и юпитер. Изменённым внешним видом, и новым 12 вольтовым электрооборудованием. 6. Перенесли крепление реле с рамы на грязевой щиток (что под сидением) С 85 года 7. Поменялся задний фонарь в 85 (но были версии и со старым фонарём) 8. Появились версии с 2 кулачковым барабанным тормозом. 9. Пошли глушители с 1 ушком крепления 10. Крепления руля стали другими, появились резинки смягчающие вибрацию. 11. Стали ставить крылья как у 5 (т.е с острыми линиями) 12. Изменилось зеркало заднего вида, стало квадратным вместо круглого 13. Появились складные водительские подножки (добавились к пассажирским) 14. Крылья передние и задние были только хромированные 15. Сменился обтекатель передний.
(позже сменился ещё раз обтекатель, на Уральский
) А так же появилась версия с новым багажником.
Ну и на некоторые модели вместо ВМЗ.9.202 (тот же ВМЗ 9.203, только фонарь задний как на старой серии ижей 3-01 и 4, другие крепления капотов, все 2 капота откидываются, с возможностью фиксации капота в одном положении, лёгкая возможность переоборудования в грузовой вариант, сняв капоты и сидение) стали ставить новый ВМЗ 9.203 (отличие от 202 тем, что у него фонарь нового образца, привычный нам, другие крепления капотов). Ю4
Ю4-5 (переходная модель от 4 к 5)
Планета 4.
Ю 5 (все его называют переходной моделью, но это ю 5 чистый) отличался от:
1. Двигателем и карбюратором (к 62 д такой же, но с диффузором 28 мм вместо 30 как у ю 4). Цилиндры имели 7 рёбер. 2. Генератор был 100 ваттный, а не 140 ватт как на 5-01. 3. Оборудование электрическое как на ю 4, но появилась кнопка запуска двигателя с подсевшим аккумулятором (на пульте справа, красная такая). поворотники крепились через специальные кронштейны, к нижнему мостику вилки (как бы сзади на траверсе). На поздних ю 4 указатели поворотов перенесли с ушек фары, на то же место что у ю 5. На последних версиях новый фонарь задний 4. Вид внешний. Новый бак
, новое переднее крыло (после 85 года их начали ставить также и на планету 4), Колёса хром. 5. Боковые прицепы. Устанавливались боковые прицепы ВМЗ 9.201
, ВМЗ 9.202
), и ВМЗ9 203,
. Появилась так же комплектация ТУРИСТ (с креплением для запасного колеса и задней покрышкой с увеличенными грунтозацепами)
На 5 Юпитерах, на версиях с коляской не было крепления подножки, а на 5 одиночках крепления коляски (на планетах же всё было). Версии с коляской ю 4 и п4 были сначала со откидывающими задними (п 4 были иногда и с передними откидывающими водительскими подножками, после 84 года выпуска), А позже ю 5 стали оборудовать как и п 5 всеми не откидывающими подножками (именно колясочные. А одиночками с завода, шли со всеми 4 откидывающими подножками). А теперь привычные п 5, и Ю 5-01 (его называют просто ю 5). В 87 году грядёт модернизация, появляется п 5
и ю 5-01.
Их отличие от ранние выпускаемых моделей 1. Новый внешний вид. Новый бензобак, новое сидение (с улучшенной обшивкой и другой конструкцией), новые аккумуляторный и инструментальный ящик. Новая приборная панель и замок зажигания в пластиковом корпусе. Новая проводка, а та как же правый пульт с 3 положениями переключения света вместо 2. 2), Новый БПВ, крепление передних указателей поворотов, перенесено поближе вперёд, но осталось там же на нижнем мостике. (не на фишке, а на болтах, чем улучшен контакт проводов). Шильдики имели 2 цвета (жёлтый и серый), новые грязевые щитки, и дуги треугольные.
2. Новые двигатели. На планете появился 1 трубный цилиндр с веерной головкой, а так же измененная левая и правая крышка картера, однорычажная лапка переключения передач, а так же кикстартер как на юпитере (хотя были и первые планеты с остатками запчастей от п 4). На юпитере же, в двигателе изменилась ЦПГ, т.е вместо 7 рёбер охлаждения появились 9. Ну а теперь когда рассказано общее изменение, то буду говорить по годам. В середине 87 генератор стали ставить 140 ваттный. Так же остаётся комплектация Турист
89 год. Появляются крепления для светоотражательных катофотов, а так же заменяют замки бардачком, на нового образца (с ключом). 90 год, сменились формы дуг
(стали загнуты назад), в конце года изменилось крепление крыла, а так же появились в некоторых удешевлённых вариантах, крашеные крылья и крашеная ручка для поднятия мотоцикла, на центральную подставку, появились простые головки вместо веерных, внедрены головки новой конструкции на ю 5-01.
В 90 году на планете 5 появляются новая гидропневматическая вилка (Орион) с литыми дисками, и дисковым тормозом переднего колеса (вместо литых дисков с этой вилкой появилось новое спицованное переднее колесо, под дисковый тормоз). А так же комплектация, с 2 взаимозаменяемыми литыми колёсами.
91 год.
У П5, начинают ставить карбюратор к 65И. На юпитерах и планетах меняется вид стакана вилки, крепление крыла, стало не прямоугольным (как ранее), а треугольным. Появляются для удешевления крашеные крылья и обода. В связи с проблемами багажника на одиночках, ввели новую ручку для поставки мотоцикла на центральную подставку (вваренная в раму)
(на колясочниках ручка же осталась снимающейся). 92 год. Изменяются амортизаторы, вместо рычага увеличения жёсткости применили, другою систему (ключом) и до 93 года вид крышки бардачка незначительно меняется (Не все заметят, но где эмблема, вырез идёт другой). В 93 году на юпитере начинаю устанавливать карбюраторы jikov, и К 65Д, аналогично на планете 5 к 65 И. Некоторые версии комплектовались защитными чехлами на рычаги рулевые, и новым воздушным фильтром увеличенного объема). Появляется комплектация с боковым прицепом Люкс
, в которой введена дуга, а за отдельную плату ставили высокий тент Крышу.
меняется конструкция гидропневматической вилки (появляется болт для слива масла на стакане) 95 год. Снимается с производства Иж Юпитер 5 воздушного охлаждения (появляется ю 5-01 с системой жидкостного охлаждения в 94). И появляется Планета 5-01 (97 год).
отличие п 5-01 от ранней п 5: 1. Измененный угол наклона рулевой колонки (изменили, как позже выяснилось не раму, а сами траверсы вилки), а так же светоотражатели перенесены с траверсы, на ушки крепления 2. На моделях с дисковым тормозом появляется защитный пластиковый кожух.
… Продолжение »
|